София Зайкова
Биография

Александр, Юлия и Соня Зайковы. 1935г.








Соня-студентка Школы-студии МХАТ








София Зайкова. 1959г.








Соне 30 лет.







Раиса. «Как поживаешь, парень?». 1963г.







Офелия. «Гамлет». 1956г.







Экономка. «Дети Ванюшина». 1970г.







Лёшка. «Дальняя дорога». 1958г.







Офелия. «Гамлет». 1956г.







София Зайкова . 1957г.







Анна. «Конец книги шестой». 1969г.







Лариса. «Иркутская история». 1960г.







Офелия. «Гамлет». 1956г.







Офелия. «Гамлет». 1956г.





Авторское предисловие к биографии.

Майские праздники 2012 года. Телевидение демонстрирует фильм «Иван Бровкин на Целине». Кажется, что уже давно знакомы все эпизоды фильма, фамилии и лица актеров, но взгляд останавливается на исполнительнице роли молодого доктора Ирины Николаевны, в которую без памяти влюблен чудаковатый казах Мухтар Абаев. Что за актриса? Совершенно незнакомое имя. Интересуюсь, узнаю, это София Зайкова, артистка Московского академического театра имени Маяковского, прожившая совсем недолгую жизнь, всего сорок лет. Обстоятельства ее смерти, еще больше шокируют, это случилось в момент родов. Но ее ребенок остался жив…
Спустя полтора года мне предстояли долгие и кропотливые поиски этого повзрослевшего ребенка, знакомство с родословной семьи Зайковых, восстановление неизвестных подробностей из их жизни.
И может быть, не случилось того, если бы в сентябре 2013 года мне не написала бы родственница актрисы из города Переславля-Залесского Юлия Литвиненко. Она просила помочь.
Семья Литвиненко долгие годы пыталась найти какую-либо информацию о судьбе дочери Софии Зайковой, даже обращалась в программу «Жди меня», но, увы, слишком мало было известно подробностей о ней. Какую дочь носит фамилию? Где живет? Кто отец ребенка?
Все это и предстояло выяснить. Началась интересная работа: встречи с людьми, знавшими Софию Зайкову, попытки и предположения восстановить всю хронологию событий ее жизни.
28 декабря 1974 года главная газета Советского Союза «Правда» публикует большую статью известного и уважаемого корреспондента Леонида Викторовича Почивалова под названием «Все остается тебе». ПОСМОТРЕТЬ СТАТЬЮ
Содержание этой статьи никого не оставит равнодушным. Более трогательного текста в этой газете невозможно было и представить: Московский театр имени Маяковского взял на себя заботу о маленькой дочурке ведущей актрисы театра, ушедшей в самом расцвете творческих сил и так трагически. Отец девочки – инженер Владимир Михайлов, переживший глубокую трагедию и оставшийся один с маленьким ребенком на руках, разрывался между домом и работой.
Артисты «Маяковки» помогали, чем могли, особенно старались поддержать Борис Левинсон и Александр Лазарев.
И вот настал самый радостный для всех момент, маленькая Соня Зайкова … Да, да, именно так. Отец назвал дочь в честь мамы. Годовалая Соня пришла в свой театр … Неуверенно, но гордо шагая по ступенькам. А ее встречали красиво, по-средневековому одетые артисты (в театре давали «Дульсинею Тобосскую»), и дарили девочке конфеты и куклы …
Все, с кем мне пришлось пообщаться, помнят до сих пор эту незабываемую встречу.
Потом Соня-младшая несколько раз приходила в театр, уже будучи взрослой, и с начала 1990-х годов о ней ничего не было известно. Эта газетная статья и была стартом моих поисков. Мысленно я представлял себе необыкновенное детство и юность девочки, не видевшей никогда своей матери, но окруженной заботой отца и дружного актерского коллектива «Маяковки».
Увы, все было далеко не так. Жизнь менялась, у каждого были свои проблемы и заботы, и постепенно Зайковых стали забывать, и умершую актрису, и ее дочь. Единственными, кто до конца своей жизни пытались как-то поддерживать связь с Михайловым и Соней, были те же Левинсон и Лазарев.
А сколько было мною услышано легенд о судьбе актрисы и ее дочери, кто-то сказал, что Зайкова-старшая вышла замуж за «богатого академика», родила и вместе с дочерью жила в «шелках», кто-то утверждал, что Соня-младшая живет за границей, имеет там свой бизнес. Кто это говорил, совершенно неважно. Важно то, что все говорили об актрисе только с добром, расплываясь в улыбке и мысленно погружаясь в какие-то очень приятные воспоминания.
Но мне важен был результат. Где искать дочь? И жив ли Михайлов?
Большую помощь в работе оказала замечательный человек – заведующая музеем театра имени Маяковского Нина Алексеевна Стариченко. В созданном ею «архивном очаге» истории театра мы смогли найти репертуарные книжки за прошлые годы, и установить, что последним адресом, где проживала Зайкова, была улица Фомичевой, дом 8 (ныне дом 8 корпус 2). Но сейчас там проживают совсем другие люди. Телефон, указанный в книжке, давно уже не соответствовал действительности, и пришлось прибегнуть к современным базам данных. Недолго думая, я решил обзвонить соседей, той квартиры, где жили Зайкова и Михайлов. Никто, к сожалению, не вспомнил эту семью, даже старшая по подъезду, удивительно добрая и коммуникабельная женщина, которой далеко за восемьдесят.
И опять поиски. Поездки по разным архивам дали свой результат, восстановилась вся биография Софии Зайковой и ее родителей. Оставалось найти дочь.
Спустя время мне поступил важный звонок, которого я очень ждал, Светлана Немоляева, обещала найти мобильный телефон Михайлова, и она его нашла.
Я смотрел на этот набор цифр и думал, будет ли мой звонок холостым? Поднимут ли трубку? А может быть, и нет давно владельца? На мое счастье телефон оказался действующим, но в тот день по нему так и не ответили.
Через сутки этот абонент позвонил мне сам. Поступил звонок от человека, которого я так искал и хотел увидеть, услышать. Это был Владимир Александрович Михайлов.
Первый разговор был длинным, эмоциональным. Для пожилого человека, спустя сорок лет после смерти жены, услышать, что ее помнят, любят, интересуются ею, было непросто.
Владимир Александрович рассказал мне об их отношениях с Софией, об обстоятельствах ее смерти, и, конечно о судьбе своей дочери Софьи Михайловой. Фамилию «Зайкова» специально вставили в газетную статью для красноречия. Органы ЗАГС не смогли зарегистрировать Соню на фамилию умершей мамы. Так и жила она дальше – Михайловой. Рано вышла замуж, сменила фамилию, родила двоих детей. Училась в Музыкальном училище имени Гнесиных, а в начале 1990-х недолгое время работала актрисой в театре-студии Александра Хочинского в Санкт-Петербурге. Живет в Подмосковном городе.
Далее, я связал Юлию Литвиненко с ее троюродной сестрой Софьей. Они стали общаться, узнавать друг друга ближе.
Таков финал поисков. Удачный? Решать Вам, уважаемые читатели.
Заканчивая предисловие к биографии, я хочу написать о том, что в жизни Софии Зайковой и ее родителей, Александра Ивановича и Юлии Александровны, были трудности, болезни и невзгоды, но было и великое счастье творчества и признания.
Весь жизненный путь этих людей заслуживает внимания, уважения и доброй памяти.


Глава первая. Родители Сони. Александр и Юлия Зайковы.

Александр Иванович Зайков родился 21 июня 1900 года в Самаре в крестьянской семье.
Отец Александра – Иван Романович, после окончания военной службы переехал из родного села Екатериновка Самарской губернии в город Самару, где служил простым работником в пожарной команде, сторожем городского банка. Во время русско-японской войны был вновь мобилизован на службу, а когда вернулся с фронта домой, занемог и через несколько месяцев умер. Случилось это в 1906 году. Мама Саши – Феоктиста Ивановна, чтобы прокормить сына устроилась нянечкой в Самарскую городскую больницу, работала долго, даже по ночам, все это в итоге подорвало и ее здоровье. В 1909 году она скончалась. Маленький Саша остался сиротой.
Благо у его отца было несколько братьев, один из них, крестьянин Николай Зайков взял к себе на воспитание племянника. Саша окончил церковно-приходское училище в селе Екатериновка, и в 12 лет его отдали «в люди». Так Саша начал работать, служил в магазине братьев Аванесовых в Самаре посыльным мальчиком, а в 1914 году перешел на Самарский завод взрывчатых веществ, где был учеником слесаря и подручным мастера в механическом цехе. В 1916 году Саша уехал в Ташкент, где работал слесарем в частных мастерских и на электростанции, а в начале 1917 года перешел в Узбекский театр «Хива» на должность масленщика-слесаря, немного спустя, в том же году, Зайков поступил в Ташкентский театр «Колизей» на ту же должность. Именно тогда в душе молодого человека зародилась страсть к театру, он начал пробовать свои силы в самодеятельных кружках.
Работа слесарем в Узбекском театре оставила свой непоправимый след, однажды, по неосторожности, Александр получил увечье на производстве, ему сломало левую руку и оторвало на ней большой палец.
Это происшествие изменило его дальнейшую судьбу и профессию. Трудновато слесарю без пальца …
В 1920 году Зайков начал свою профессиональную театральную деятельность в качестве помощника режиссера и выходного актера в Узбекском театре «Колизей», через два года Александр возвращается в Самару и работает в театре «Миниатюр», затем, в зимний сезон уезжает в Уфу работать в драматическом театре, а в 1923 году впервые приезжает в Москву и поступает в ГИТИС, проучившись один год, переводится на Единый художественный РабФак при ГИТИСе, который успешно оканчивает в 1928 году, получив специальность актера драмы.
Талант молодого артиста заметил Всеволод Эмильевич Мейерхольд, пригласив Зайкова на свои экспериментальные курсы. Александр Иванович не растерялся и пошел снова учиться, ведь имя Мейерхольда было известно далеко за пределами СССР, а уже через год, артист Зайков вышел на сцену ГосТИМа. Одновременно с учебой, Александр Иванович стал руководить художественной самодеятельностью, и частенько выступать в спектаклях «Синей блузы».
В 1930 году он возвращается в Самару сформировавшимся артистом, режиссером и руководителем. Два года Зайков работает режиссером-педагогом Самарского краевого театрального техникума, а в 1932 году его назначают главным режиссером и художественным руководителем вновь организованного Краснофлотского театра в Кронштадте, именно там он встречает свою будущую жену актрису Юлию Дунаеву. 30 мая 1933 года в семье Зайковых родилась дочь Софья. Через год после рождения дочери семья переезжает в Москву. Зайков вновь приходит в ГосТИМ, и, отработав год, снова уезжает, теперь в село Земетчино на должность главного режиссера Филиала Государственного академического Малого театра. Поиски своего пристанища заставляют Александра Ивановича вновь покинуть место работы и уехать в Саранск, где он на год возглавил Государственный Мордовский театр. В 1937 году, по возвращении в Москву, Зайков переходит в Государственный Цыганский театр «Ромэн» на должность режиссера и работает там до 1940 года. Поменяв несколько мест работы, он решает посвятить свои силы эстраде, и, начиная с 1940 года до конца 1950-х годов работает исключительно в гастрольно-концертной сфере, много колесит по стране со скетчами и фельетонами, ставит эстрадные номера, небольшие концерты, лишь на год, в 1944-45, Зайков оставляет профессию и уходит добровольно в Красную Армию, но в боях не принимает участия. За свою хорошую службу Александр Иванович был награжден медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
В 1951 году Зайкова переводят в Главное управление Государственных цирков на должность артиста разговорного жанра, по сути, та же эстрада, только другое начальство.
В начале 1950-х годов тяжело заболевает жена Юлия. В связи с этим она уходит из актерской профессии и работает на дому в силу своих возможностей, за ней нужен постоянный уход. В январе 1953 года Зайков обращается к руководству с просьбой освободить его от работы в эстрадном номере из-за разногласий с партнером-артистом Полозовым, а также в связи с невозможностью разъезжать по стране с гастролями из-за болезни жены. Его переводят в другой коллектив – артистом-конферансье акробатического ансамбля в Центральный дом Советской Армии. Летом 1953 года Юлии становиться немного легче. А дочь Соня, поступившая годом ранее в Школу-студию МХАТ, хорошо учится и получает стипендию. Зайков вновь решает вернуться к гастрольной работе, в августе 1953 года приходит в Передвижную Группу аттракционов № 1 Московского Циркового объединения, и в течении двух лет постоянно выезжает из Москвы на периферию. Такая неспокойная работа дала сбой в самочувствии артиста. В период гастрольной поездки по Северному краю (в июле-августе 1955 года), Зайков заболевает воспалением легких. Вернувшись в Москву, он лег в больницу, где врачи констатировали туберкулез легких, а ближе к зиме болезнь начала прогрессировать и Зайков уже не мог справиться с нею. 31 декабря 1955 года он по своей просьбе был освобожден от работы в Управлении Государственных цирков.
В итоге семья осталась без средств к существованию, но Александр Иванович превозмогая болезнь, весной 1956 года перебирается в Брянск, вновь на эстрадную работу в местном гастрольном бюро. Почему именно в Брянск? Теперь уже сказать трудно. Возможно, там был подходящий для него климат. Но в этом же году семью Зайковых постигает горе, в октябре умирает Юлия Александровна. Потеряв жену, Зайков возвращается в Москву и до конца 1950-х годов работает на эстраде.
О дальнейшей его судьбе, и обстоятельствах смерти, а умер он в начале 1960-х годов (по воспоминаниям Владимира Михайлова на рыбалке во Владимирской области), точно ничего не известно.
За свою творческую жизнь Александр Иванович Зайков сыграл сотни больших и маленьких ролей, поставил большое количество спектаклей, миниатюр и эстрадных номеров.
В жизни был непростым человеком со сложным характером, но учитывая его трудное детство, вспоминая заботу о близких и преодоление болезни, на первый план выходят его настоящие мужские качества: надежность, ответственность, воля, чувство долга.
О судьбе Юлии Александровны Зайковой (Дунаевой) известно немного. Родилась она в городе Вятка в 1900 году в семье губернского пчеловода Александра Константиновича Дунаева, известного научного работника, заведовавшего государственной пасекой.
В семье Дунаевых было четыре сестры- Валентина, Ольга, Юлия и Софья.
После окончания Вятской женской гимназии Юлия уехала в Москву обучаться актерской профессии.
Когда тяжело заболела туберкулезом младшая сестра Софья, Юлия Александровна взяла на себя все хлопоты по ее лечению, перевезла из Вятки в Москву, ходила по врачам, пыталась как-то ей помочь, но, безуспешно, Софья скончалась в 1931 году.
Свою дочь Юлия, не задумываясь, назовет в честь умершей сестры.
После рождения Сони, Юлия все меньше и меньше играет на сцене, полностью посвятив себя воспитанию дочери.
В 1940-е годы Юлия Зайкова возвращается к актерской профессии и работает вместе со своим мужем на эстраде.
В начале 1950-х годов у Юлии Александровны начались проблемы со здоровьем, не позволившие ей дальше выступать на сцене и ездить по стране с гастролями, она переводится в комбинат ВТО и выполняет надомную работу, связанную с пошивом одежды.
Последние месяцы жизни Юлия Зайкова угасала на глазах, а муж, Александр Иванович, несмотря на свою болезнь, пытался работать, чтобы прокормить семью и поддерживать лекарствами жену.
Юлия Александровна успела порадоваться за свою дочь Соню, которая стала артисткой Московского театра имени Маяковского, но увидеть ее на сцене уже не смогла, в начале октябре 1956 года она скончалась от рака крови.

Глава вторая. Актриса София Зайкова.

София родилась 30 мая 1933 года в городе Кронштадте в актерской семье.
Про таких как она говорят «выросла за кулисами». Во многом профессия родителей определила судьбу девочки, которая с юных лет занималась в драматических кружках, а будни актерской профессии были у нее каждый день перед глазами.
В 1934 году Зайковы переезжают в Москву, где живут до начала Великой Отечественной войны. В июле 1941 года восьмилетняя Соня вместе с мамой эвакуируется из Москвы в Сарапул к родственникам, где идет в первый класс средней школы. Меньше чем через год, в мае 1942 года Соня возвращается в Москву к отцу, артисту Всесоюзного-гастрольно концертного объединения, и поступает во второй класс Московской средней школы № 125 Советского района. В учебе Софья особенно не выделялась, можно сказать, училась посредственно, возможно из-за того, что твердо решила стать артисткой. Зачем артисту арифметика и физика? 26 июня 1952 года Соня получает свой аттестат зрелости и сразу же подает документы в Школу-студию МХАТ, после конкурсных испытаний ее зачисляют студенткой на курс Павла Владимировича Массальского. Какой это был курс! Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили… и София Зайкова, очень талантливая, яркая, подающая большие надежды. После окончания с отличием Школы-студии, Софию направляют по путевке в Московский театр имени Владимира Маяковского, в один из самых значимых и популярных театров Москвы, к самому Охлопкову.
1 июля 1956 года София Зайкова зачислена в труппу театра. Николай Павлович Охлопков без промедления начал вводить молодую артистку в спектакли и строить свои планы на ее дальнейшую работу, дебют состоялся осенью, в спектакле «Клоп», а в декабре София Зайкова выступила в роли Офелии в спектакле «Гамлет», ее партнерами были Евгений Самойлов и Лев Свердлин. Зрители приняли дебютантку на «ура». О Зайковой впервые написала пресса. Далее посыпались новые роли в спектаклях «Дальняя дорога», «Маленькая студентка», «День остановить нельзя», а в 1958 году режиссер Иван Лукинский предложил Софии сняться в небольшой, но запоминающейся роли молодого доктора Ирины в продолжении суперпопулярного фильма о незадачливом солдате Иване Бровкине. На сей раз Бровкин отправляется поднимать Целину и вместе с ним в поезде «лечить целинников» едет молодая докторша Ирина, в которую с первого взгляда влюбляется казах Мухтар Абаев, с которым Бровкин служил в армии. Далее, по ходу фильма зрители видели неоднократно доктора Ирину в довольно смешных и нелепых ситуациях, ведь мама Бровкина (актриса Татьяна Пельтцер) приняла ее за невесту сына. Первая роль в кино принесла успех и признание не только зрителей, но и властей. Осенью 1959 года последовала заслуженная правительственная награда медаль «За освоение Целинных земель». Соня все больше и больше погружается в творчество, много играет в театре, в знаменитом спектакле «Иркутская история» исполняет роль Ларисы, участвует в создании нескольких радиоспектаклей, продолжает сниматься в кино. Но если роль революционерки Вари в фильме Михаила Швейцера «Мичман Панин» (1960) - двухминутный эпизод, то Елизавета Новохижина из картины «Сердце не прощает» (1961) это настоящая удача. Сильная, волевая, русская баба, от молоденькой докторши Ирины или юной Офелии нет и следа. Порой, не узнаешь в ней Зайкову. Исполнительница главной роли Софья Павлова выглядит намного слабее и бледнее Софии Зайковой. Очень жаль, что этот социальный фильм не стал популярным, но в нем был собран замечательный актерский ансамбль: Михаил Пуговкин, Аркадий Толбузин, Николай Крючков, Борис Ситко.
Успехи в творчестве омрачались отсутствием личной жизни и одиночеством. В октябре 1956 года Соня потеряла маму, а в начале 1960-х годов умер отец. Больше родных в Москве у Сони не было…
В нее часто влюблялись, еще со школьной скамьи, когда она училась в Школе-студии у нее был роман (а может быть и краткосрочный брак) с одним студентом (его имя так никто и не вспомнил), но эти отношения быстро закончились, потом был еще один более короткий роман с артистом из Горьковского театра, но на этом все и закончилось. Шли годы, Софья была одна, и все в театре задавались вопросом, почему? Такая эффектная, красивая женщина … и одна.
Сейчас невозможно ответить на этот вопрос. Можно лишь строить предположения.
В 1961 году Охлопков ставит свой уникальный спектакль «Медея» с Евгенией Козыревой в главной роли. Зайкова – Корифейка во многих сценах сопровождает героиню, кажется, что ее красота в этой роли еще более усиливается, а древнегреческие костюмы делают всю ее внешность похожей на Афродиту – богиню красоты.
Именно на этом спектакле молодой инженер Владимир Михайлов и влюбился в Соню… Влюбился страстно, безумно, но думал о том, что эта его любовь так и останется тайной, между робким поклонником и известной актрисой.
В 1966 году, уже будучи тяжело больным Охлопков доверил Зайковой роль Медеи, как примут ее зрители после Козыревой? Приняли хорошо, где-то Зайкова играла даже лучше. Сама себе она доказала, что способна играть большие, трудные роли, играть с блеском, изящно… Но случались и жизненные сбои. У артистов принято снимать стресс рюмочкой: одной, второй, а может даже и третьей. Зайкова была не исключением. Душа компании, веселая, задорная, энергичная, если Зайкова за столом, скучно не будет.
И однажды на гастролях в Саратове случился некий перебор, Соня (по неизвестной теперь уже причине) устроила ночью в гостинице скандал в нетрезвом состоянии, грубо ругалась, как пишут в протоколах «нецензурными» словами …
Конечно, такое поведение столичной артистки вызвало возмущение администрации гостиницы, которая не оставила это дело в покое, а просила театр разобраться с ситуацией.
И театр разобрался … собранием. Председатель месткома Народная артистка Вера Орлова выступила на заседании с обличительной речью, после всей тирады, члены собрания почти единогласно проголосовали за освобождение Зайковой от работы в театре.
И ее уволили. Был июль 1967 года. Но вскоре, артисты театра, коллеги Сони, в том числе Левинсон, Овчинникова, Лазарев уговорили нового главного режиссера Андрея Гончарова вернуть актрису в театр.
И Гончаров ее вернул, доверил ей роли в своих новых постановках, пусть небольшие, но эффектные.
А что Михайлов? В том же 1967 году после цветов и подарков «от поклонника» он решился познакомиться с Соней лично. И как в сказке: между ними пробежала искра и вспыхнуло пламя любви. Любви, как казалось вечной… Коллеги, видели светящуюся от счастья Зайкову и думали, надолго или не надолго? Серьезно или нет? Когда прошел год, и все продолжилось, все вздохнули с облегчением. Наконец-то Соня нашла свое счастье.
Счастьем было для них все совместно проведенное время, им не нужна была официальная регистрация брака, для того, чтобы понять, сильно ли они друг друга любят.
В начале 1970-х годов Михайлов получил небольшую квартиру в Тушино, а дом, где жила Соня на улице Щусева подвергся расселению, ведь все время Соня с родителями, а затем одна ютилась в коммуналке.
Новый 1973 год Владимир и Соня встречали уже в «своей общей отдельной» квартире. И год этот, станет переломным, трагическим, итоговым в жизни их обоих. В октябре будет проведена черта в их судьбе и поставлена точка в жизни Софии.
А что в театре? В театре Соня играла до самого окончания сезона, уже будучи беременной. Да, ей выпало долгожданное счастье материнства, и, казалось все выплаканные ею слезы, обернутся в реку счастья. И все в театре были рады за Соню, которой исполнилось уже 40 лет. «Вернешься «Заслуженной» говорил ей Гончаров, провожая в декретный отпуск. Театр подал документы на присвоение Софии Зайковой звания Заслуженной артистки РСФСР.
Но этому не суждено уже было сбыться.
Друзья устроили Соню в один из самых лучших родильных домов при Первом Медицинском институте имени Сеченова, при этом подбадривая ее: «Там маршальские дочки рожали!».
12 октября 1973 года у Сони начались схватки. О том, как проходили роды, и что в действительности случилось, кто виноват, и виноват ли, уже не узнать никогда.
Не было рядом и Михайлова. Были только врачи, Соня и ее новорожденная дочь.
Наверное, нет в человеческой жизни более страшного события, когда смерть настигает самого близкого, самого любимого, самого дорогого человека, с которым собираешься прожить всю свою жизнь, и без которого все вокруг теряет смысл.
Владимир Александрович Михайлов услышал эту весть из уст врача, когда радостный пришел навестить утром свою любимую женщину, родившую ему ребенка.
Невозможно словами написать состояние этого человека. И не нужно.
«Эмболия. Мы ничего не смогли сделать» Так сказали врачи.
Один с ребенком на руках, и нет Сони, которая кормила бы молоком и растила девочку. Коллектив театра и театральная общественность были потрясены этим событием. Жители соседних от театра домов шушукались: … «Вы слышали, в театре умерла артистка во время родов».
Прощались с Соней в театре, 15 октября. Михайлов был единственным близким ей человеком в тот день, не было больше никаких родственников, только коллеги по театру.
Похоронили Софию Зайкову на Химкинском кладбище.

Послесловие.

Моя авторская и человеческая просьба ко всем, кто бывает на Химкинском кладбище, не проходите мимо участка № 100. Прямо у самой дороги могила Сони Зайковой. Остановитесь, вспомните эту женщину.